in Start Up. Cash In. Sell Out

Ликбез для стартапера. Что нужно знать, чтобы начать бизнес / стартап.

Внезапно я решил собрать и изложить коротко и ясно, прямо в соответствии с законом Парето и принципом best practise всё, что можно знать про стартапы и начало своего бизнеса. Этот пост не претендует на законченность, я буду рад комментариям и дополнениям.

TL;DR: Надо делать. Много работать. Очень много работать.

Начну с вроде толкового расписанного ответа на вопрос о том, как сделать франшизу, который я только что набросал.

Очень просто. Первые три пункта касаются твоей идеи. Ты должен донести суть бизнеса и ключевые преимущество именно твоей франшизы. Остальное содержит информацию про аспекты твоего бизнеса.

  1. Формулируешь бизнес-идею в одно предложение.
    Например: сервис про упрощению работы маркетолога за счёт автоматизации рутинных операций.
    пример 2: приложение, содержащие удобную базу миксов для кальянов
    пример 3: приложение для проведения конференций без проводов.
    пример 4: микро-кофейни в универах, ТЦ и БЦ, которые продают кофе с собой, окупающиеся в течение месяца.
  2. Чётко формулируешь аудиторию для этого бизнеса
    Пример: маркетологи, руководители отделов
    Пример 2: кальянщики, любители кальяна.
    Пример 3: люди, которые выступают с презентациями
    Пример 4: посетители ТЦ и люди, работающие в БЦ или учащиеся в ВУЗе
  3. делаешь elevator pitch (куча ресурсов по этому запросу в гугле)
    Пример 1: У современных маркетологов появляется нехватка бекграунда в социологии и статистике, нужно обладать большим багажом знаний и запасом времени для проведения качественных маркетинговых исследований. Мы делаем сервис, который включает в себя готовые шаблоны исследований, инструменты для проведения аналитики в два клика, а также автоматизируем сбор информации.
    В нашей команде есть люди с ключевыми компетенциями, обладающие опытом, как и в проведении МИ для компаний федерального уровня, так и аналитики, которые имеют опыт в статистике и машинном обучении.
    Пример 2: Мы решаем проблему наличия табаков нескольких вкусов и выбора лучшего микса из имеющихся вкусов. Помимо этого в приложении есть инструкции для забивки кальяна, правильного ухода за ним, а также инструкции по приготовлению фруктовых чаш.
    Более 800 миксов от лучших кальянщиков России, вдобавок, мы сами курим кальян больше 4х лет, поэтому приложение делали для себя.
    Пример 3: Представьте себе любую комнату для конференций без проводов. Вы подключаете ноутбук к проектору по wi-fi, листаете слайды при помощи айфона, таким образом вы делаете любую комнату для конференций без проводов. Размер рынка конференций Х млн долларов, мы можем захватить Y часть, благодаря нашему решению.
    У нас опыт Z.
    Запомните, Название_приложение делает любую комнату для конференций без проводов.
    Пример 4: На западе на каждом углу есть старбаксы, в которых люди берут кофе с собой. У нас этот рынок сейчас развивается очень динамично, и у тебя есть шанс занять его долю. Благодаря подробному руководству в материалах франчайзи, кофейня открывается с приблизительными затратами в 50т в течение недели.
  4. Делаешь FAQ и очень подробно расписываешь как открыться.
  5. Предоставляешь бренд-бук и красочную презентацию (пример франшизы точек кофе с собой можешь глянуть у моего друга Василий Новиков ). Сюда же добавляешь успешный кейсы открытия с цифрами (если они есть).В принципе, вопросы по упаковке франшизы можете у Васи спросить, не думаю, что он откажется помочь._всё_никаких книг не надо, только здравый смысл.
  6. Делаешь промо-сайт на всякий случай, который даёт представление об идее
    Пример 1http://merku.ru
    Пример 2http://shishamix.com
    Пример 3: Не знаю, какой у них сайт, слышал питч парня на конференции Венчурного капитала в Бостоне, у него был очень сильный питч за счёт того, что он 3 раза чётко за 1 минуту успел повторить “Представьте себе любую комнату для конференций без проводов” (со своей задачей он справился хотя бы потому что я это запомнил и сейчас привожу пример)

P.S. Если ты не можешь свою идею сжать до одного предложения, то ты ещё не готов продавать франшизу.

Стадии стартапера. Инструкция по применению.

by Глеб Тертычный

Привожу пост, в котором Глеб в краткой, граничащей с гениальностью, манере изложил то, как развивается средний сферический стартап в вакууме.

Этап первый, деструктивный.

Стадия 1. У меня есть уникальная идея. Я её никому не расскажу, чтоб не украли. Потенциальному инвестору расскажу только после подписания NDA.
Стадия 2. Буду делать всё один.
Стадия 3. Ничего не буду менять в первоначальной идее.
Инструкция 1. Показать существующие аналоги идеи, рекомендовать читать TechCrunch, Rusbase, ЦП, Бланка и Риса.
Денег не давать.

Этап второй, бестолковый.

Стадия 4. К моей идее подходит ещё 20 дополнительных функций, и если я их запилю в проекте, то порву рынок.
Стадия 5. Я продумаю архитектуру проекта так, чтобы он не падал даже при нагрузке в миллионы человек.
Стадия 6. Буду просить у инвестора денег на лучших спецов на рынке, а они исправят основную идею проекта, если с ней что-то не так. А рекламную кампанию закажу у digital-агентства.
Инструкция 2. Спросить о метриках, обоснованно усомниться в доходной части бизнес-плана, дать волшебный пендаль в сторону MVP, дать контакт терпеливых людей, разбирающихся в профильном вопросе.
Денег не давать.

Этап третий, конструктивный.

Стадия 7. Я пойду и поговорю с потребителями, даже если у меня нет прототипа.
Стадия 8. Я выкину из проекта всё, что не приносит денег или посетителей. Оставлю только одну-две базовые функции и постараюсь создать прототип с ними быстро, максимально используя внешние инструменты и сервисы.
Стадия 9. Я начну измерять и отслеживать поведение пользователей на сайте.
Стадия 10. Я выясню, сколько стоит мне привлечение одного посетителя, и сколько денег он мне приносит.
Инструкция 3. Подбодрить вусмерть уставшего человека, накормить, налить фронтовые 100 грамм, дать любые запрошенные контакты.
Денег давать уже можно, сколько — решать по ситуации.

Пост Жени Смородниковой про Кремниевую долину

Оригинал

Для людей в бизнесе, с которыми вы общаетесь как с бизнес-представителями (неважно, топ менеджер это, фаундер, инвестор или кто-то еще), есть всего три типа ценностей:

  1. У меня будет больше бабла
  2. У компании, которой я владею или где я работаю, будет больше бабла и мне за это дадут больше бабла
  3. Я получу что-то, что можно конвертировать в бабло. Это уже могут быть известность, доступ к аудитории, крутые знакомства, бла бла.

И ВСЕ БЛИН!

Любые переговоры должны начинаться с объяснения – почему вас вообще должны слушать. Это состоит из трех пунктов:

  1. Кто я такой и почему я не лох.
  2. Как я могу тебе помочь получить бабло в том или ином виде.
  3. В момент получения апрува, что человек согласен, что так можно получить бабло, вы говорите, что хотите взамен.

Это все. Остальное – это упаковка.

Вы можете брендироваться, говорить про пашен, изменение мира, придумывать теглайны, делать все что угодно.

Но вы должны быть способны КОРОТКО сказать эти три пункта. Если вы не способны ответить на пункт два – начинайте с задавания вопросов – what are you doing, what are your most important goals, чтобы понять, где там бабло.

Все. Практичность. Конкретность.

А потом уже изменение мира. Потому что вы не сможете изменить мир, если не научитесь зарабатывать бабло и не найдете партнеров, клиентов и инвесторов, которым поможете зарабатывать бабло.

Это обязательная часть любого бизнеса, как не удивительно это звучит. И вроде бы очевидно, но только я за последние сутки провела несколько скайп чатов с попытками добиться ответов на эти вопросы от людей. Парочка обиделась на мою пошлось, а я пожалела потраченного времени, которое могла провести в полезных переговорах с местными.

P.S. Конечно, вы и в Долине можете услышать много чего про евангелизм, развитие еко системы, изменение мира и прочего. Мало того, еще больше можете услышать. Но тут они об этом говорят, потому что все остальное, о чем сказано выше, просто идет по умолчанию и сопутствует. А у нас – очень часто просто заменяет.

Пост Жени Смородниковой про критерии инвестиций Sequoia capital

by Женя Смородникова

Пока не забыла – критерии инвестиций в Sequoia capital – не то, что модно сейчас, а то, что будет большим завтра. Фаундеры с мантрой Never good enough – перфекционисты, стремящиеся к совершенству и имеющие очень долгосрочную стратегию и собственное видение трендов рынка. Подтверждающими метриками являются не столько деньги, сколько подтверждения появления у людей или клиентов новых привычек (долговременный и растущий engagement). Не и для интереса – они очень маленькая компания – всего 6 партнеров.

To Read List

Статья «Как стать хорошим CEO, когда вокруг тебя Россия»
Статья «100 фактов о жизни и бизнесе» by Александр Журба